Контрольно-счетная палата города Владивостока
По результатам проверки полноты поступления в бюджет города доходов от платы за право включения в схему размещения нестационарных торговых объектов и за право размещения нестационарных торговых объектов на территории Владивостокского городского округа (далее – ВГО) установлены нарушения требований федерального и регионального законодательства, выразившиеся в:
формировании схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на территории ВГО без указания координат характерных точек границ земельного участка и картографического материала по ряду объектов, что в целом приводит к беспорядочности размещения объектов торговли на территории ВГО; нарушении сроков заключения соглашений с хозяйствующими субъектами; отсутствии соглашений с хозяйствующими субъектами по 149 местам, включенным в схему, что обусловлено: 1) уклонением хозяйствующих субъектов от заключения соглашений и одновременно отсутствием полномочий у администрации города по принуждению их к подписанию соглашений либо к принятию санкций к ним за уклонение от подписания соглашения, и привело к не поступлению доходов в бюджет в сумме 731,36 тыс. рублей; 2) нахождением 54 мест по адресным ориентирам, не соответствующим требованиям законодательства; при этом в случае рассмотрения вопроса по уточнению координат и размещения включенных в схему 54 объектов бюджет ВГО мог получить дополнительные доходы за проверяемый период (16 месяцев) – 5 128,10 тыс. рублей; 3) включением объектов в схему, как ранее размещенных по договорам аренды, тогда как фактически договоры аренды с хозяйствующими субъектами отсутствуют (прекратили действие), что привело к потерям бюджета в сумме 1 506,03 тыс. рублей.
Установлено отсутствие должного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами условий соглашений о размещении НТО, что в ряде случаев повлекло недополучение доходов в бюджет города. Например, ряд НТО числится в схеме и в соглашении как “павильоны”, тогда как фактически являются “киосками”, плата за размещение которых выше; по 16 объектам фактическая площадь объектов превышает площадь, указанную в схеме и в соглашениях на размещение НТО. Кроме того, по отдельным из них фактическая специализация торговой точки не соответствует специализации, предусмотренной схемой размещения. Между тем в случае взимания платы с предпринимателей исходя из фактической площади, вида занимаемого НТО и специализации дополнительный доход в бюджет ВГО мог составить до 1 823,43 тыс. рублей.
Кроме того, по 13 объектам фактически торговая деятельность в месте размещения НТО осуществляется третьими лицами, при этом, несмотря на возможность (с 23.03.2023) исключения из схемы хозяйствующих субъектов, допустивших передачу прав третьим лицам, со стороны управления до настоящего времени меры к исключению субъектов из схемы не приняты.
Большинство осмотренных объектов не соответствуют требованиям постановления администрации города Владивостока № 1492 от 09.04.2020 в части архитектурно-художественных решений. В то же время штрафные санкции, предусмотренные соглашениями в отношении лиц, допустивших указанные нарушения, не применялись.
По результатам осмотров выявлено 28 незаконно установленных торговых объектов. В случае положительного рассмотрения вопроса о возможности включения мест (адресных ориентиров), на которых располагаются указанные объекты, в схему и заключения соглашения на размещение НТО, дополнительные доходы бюджета только за один месяц могли составить 332,61 тыс. рублей.
Недостаточная претензионно-исковая работа управления привела к высокому уровню просроченной задолженности по состоянию на 31.12.2022 – 33 342,14 тыс. рублей. В ряде случаев претензии не выставлялись, соответствующие проценты за пользование чужими денежными средствами, а также пени не начислялись и не взыскивались, что не позволило получить дополнительные доходы в бюджет в сумме 209,67 тыс. рублей.